Владимир Георгиевич
Васильев

Доцент кафедры Автоматизации технологических процессов. По совместительству работает в отделе автоматизации информационного обслуживания читателей библиотеки ТГТУ.

 

 Из истории пишущих принадлежностей


В “добумажном периоде” человечество в качестве  “писчего материала” использовало практически все то, что хоть как-то поддавалось обработке: камень, глину, папирус, медные и свинцовые листы, пальмовые листья, хлопчатобумажную и шелковую ткани, дерево, кость, бамбук, панцири черепах, пергамент, воск , бересту и может быть что-то еще. В конце концов китайцы придумали бумагу. 

В качестве инструмента для письма применялись: металлические орудия, кость, деревянные палочки, кисточки, гусиные и вороновые перья, шариковые и перьевые ручки, свинцовый и графитовый карандаши. По воску писали специальной палочкой – стилем .

 В качестве “краски” использовались: чернила, красная глина, тушь, лак, серебряная и золотая краски. Известны книги написанные кровью.

Каждый из перечисленных предметов - своеобразный памятник своей эпохи  и имеет свою неповторимую историю возникновения и использования.

  Из истории чернил

Рецепт самых древних чернил не сохранился, но известно, что египтяне свои папирусы писали смесью сажи и масла. Аналогичным составом пользовались древние китайцы.

В Европе чернила появились значительно позже, когда - точно неизвестно, но в 111 веке до н. э. чернила уже употреблялись в Греции и Риме.

Из пурпура и киновари в Древнем Риме делали красные "придворные чернила", которыми писались только государственные документы. Родился даже императорский указ, запрещавший пользоваться красными чернилами за пределами императорского двора под страхом смертной казни. Эти чернила стерегла специальная стража. Процесс получения пурпура был очень трудоемким. Сначала собирали буквально сотни тысяч, миллионы раковин. В Южной Италии  сохранилась "ракушечная гора", состоящая почти целиком из раковин моллюска брандариса. Из раковин извлекали тела моллюсков и помещали в соленую воду.  Затем три - четыре дня вялили на солнце, потом варили, а в результате из каждых десяти тысяч моллюсков получали ... всего один грамм краски! Скорее всего  это стало известно после того, как в 19 веке немецкий химик П. Фридке   воспроизвел древний пурпур. Переработав 12 тыс. моллюсков, он извлек 1,5 гр. красящего вещества. По приблизительному подсчету 1 кг. пурпура должен был стоить 45 тыс. золотых марок. По видимому, не яркость и красота, а цена красителя вызывала восторг придворных. 

Не менее дорогими были чернила, изготовленные с применением золота и серебра. В библиотеке Упсальского университета в Швеции хранится "серебряная библия", которой более полутора тысяч лет. Она написана серебряными чернилами на красном пергаменте.

Сложная технология получения краски и высокое ее качество (окрашенные пурпуром ткани не выцветали по 200 лет) обуславливали исключительную дороговизну пурпурных красок и, соответственно, чернил. По понятным причинам широкое распространение получил совершенно иной вид чернил. Сначала это была черная краска, которая применялась и в живописи и для письма. Древнеримские художники делали чернила из плодовых косточек, виноградной лозы, мягкой древисины, сажи, древестного и костного угля. Интересно, что и до настоящего времени лучшая черная краска приготовляется из сажи, полученной при сжигании виноградных косточек.

Столетиями позже стали пользоваться чернилами из отвара коры дубильных растений. Самый древний русский рецепт чернил - сажа с камедью (вишневым клеем), разведенная на обыкновенной воде. Это так называемые "копченные чернила". Хv век дал новый рецепт -"вареные чернила". Их рецепт такой: "часть дубовой коры, другая ольховые, полчасти ясеневые и сего наклади полон сосуд железен или глинян и вари с водою донеже искипит вода мало не все, и оставшуюся часть воды влий в сосуд опришний, и паки налив воды вари такоже, и наклади свежие коры и потом вари без коры, а вложи жестылю в плат завязав и железену вложи и мешат, а на третий день пиши".

В Хv1 веке  стали известны железные чернила, сохранившие свое значение и до наших дней. Вот как их делали на Руси.

"Первое устругав зеленые корни ольховые без моху молодыя и в четвертый день положи кору в горшок и налити воды или квасу дораго или сусла яшнаго, а коры наклади полог горшок и варить в печи, и гораздо бы кипело и прело довольно бы день до вечера, и положим в горшок железены немного, и поставити горшок совсем, где бы место ни студено ни тепло, и на третий день разлейте чернила. Приготовить сосуд кукшин и в нем железа обломков старых мечи довольно или от кузнеца трести, завязав в плат впусти в горшок сусло чернильное, процедите сквозь плат и налити кукшин полон, и сосуд заткнув поставить в сокровенное место на двадцать дней. То есть скорое оное и книжное чернило".

В ХV1 веке  россияне знали еще один рецепт - на чернильных орешках- так назывались белезненные наросты на листьях дуба. К ним, намоченным, прибавлялся вишневый клей, затем мед и варево хмелевое.

В ХV111 веке вместо "железин" появился железный купорос, что резко повысило скорость приготовления чернил, которые на Руси стали называть "чернила добрыя".

В 1847 году профессор Рунге приготовил чернила из экстракта кампешевого (сандалового ) дерева, которое широко распространено в тропиках. Сок этого дерева содержит химическое вещество гематоксилин, которое при окислении превращается в пигмент фиолетово-черного цвета. Американский вариант чернил получил большое распространение, особенно в качестве школьных чернил. Лучшим сортом отечественных кампешевых чернил были глубоко-черные чернила "Пегас".

Известно также несколько экзотических рецептов чернил, и среди них- каштановые - из отвара кожуры зеленых каштанов, из спелых ягод бузины и кожуры грецких орехов. Делались чернила и из черники. "Указ о черниле черничном" сохранился в рукописи   Хv1- Хv11 веков.

Здесь уместно вспомнить строки из романа Д. Дефо  “Жизнь и необыкновенные приключения Робинзона Крузо, моряка из Йорка": "... Я взял с корабля перья, чернила и бумагу. Я экономил их до последней возможности и, пока у меня были чернила, аккуратно записывал все, что случилось со мной; но когда они вышли , мне пришлось прекратить мои записи, так как я не умел делать чернил и не мог придумать, чем их заменить". Робинзон, таким образом, был в полнейшем неведении в "чернильном вопросе". Иначе он мог бы воспользоваться одним из нехитрых способов изготовления этого нужного вещества, а уж трудолюбия и находчивости Робинзону было не занимать. 

Еще сравнительно недавно потребность в чернилах была огромна. К примеру, в Советском Союзе в середине 80-х годов только Московский завод художественных красок выпускал в год 1млн. флаконов  чернил для авторучек, а всего в стране было 80 таких заводов!

В 1938 году венгерский художник, скульптор и журналист Л.Биро и его брат ( по специальности химик ) получили патент на конструкцию ручки, в которой чернила подавались к пишущему шарику давлением поршня. Позднее в Австрии заменили жидкие чернила их модификацией - чернильной пастой, которая при соприкосновении с воздухом быстро высыхает. Так появилась шариковая ручка и закончилась бессменная вахта величайшего и простейшего изобретения человечества - жидких чернил.

... из истории пера

Современные пишущие перья мало похожи на на те, которыми писали в старину. Сохранилось только название. 

Перо с расщепом, напоминающее то, которое применяется и до наших дней, изобретено в Древнем Египте. Тростниковую палочку, с помощью которой писали папирусы, расщепляли. По канальцу между половинками тоненькой струйкой стекали чернила. Толщина текста регулировалась нажатием на кончик пера. Все почти также как в современном пере.

Гусиные и вороновые перья прослужили человеку добрых десять веков. Странно думать, что еще наши прадеды писали гусиными перьями. Для работы перо требовалось зачинить: срезать наискосок, заострить, расщепить. И в этом деле были профессионалы - чиновники, занимавшиеся зачинкой перьев для целых государственных учреждений.

Первые письменные данные о металлических перьях относятся к Х111 и Хv1 столетиям. В критических монографиях, разбирающих происхождение рукописей Роберта Д'Артуа, говорится, что переписчик, с целью лучшей подделки почерка графа Д'Артуа, родного брата короля Людовика 1Х, употреблял "бронзовое перо".

При раскопках в Италии античного города Аоста, существовавшего за 400 лет до нашей эры, также найдено бронзовое перо. Все это свидетельствует о давнишнем существовании металлического пера, предназначенного для писания чернилами. Есть сведения о практическом употреблении металлических перьев и в Хv столетии, то есть в начале книгопечатания. В 1700 году такие перья изготавливались в Англии, в Бермингеме по заказу всех желающих неким мастером Горризоном.

Первый же патент на узаконенное производство перьев выдан в 1771 году в Голландии, о чем имеется запись в Голландской патентной книге. Известный поэт Попэ даже посвятил перу свою торжественную оду, в которой восхваляются все его чудесные качества. Но все же надо думать, что  стальное перо в то время все-таки являлось скорее предметом роскоши, а не повседневным орудием, облегчающим  нелегкий труд многочисленной армии переписчиков.

Лишь с 1816 года стальные перья широко входят в обыденную жизнь, после того, как агличанин Джон Митчел запатентовал конструкцию, несущую все основные черты современного пера. Только в одном Бермингеме  к концу Х1Х столетия насчитывалось 13 фирм, которые ежегодно выпускали на рынок около 200 миллионов штук перьев.

И если прежде перо было единым по своему виду и изготовлению, то еще два десятилетия назад использовались ученические и канцелярские перья, чертежные и плакатные, картографические и нотные  и пр. У перьев были собственные имена:"лягушка","солдатик", n 55, узорчатое  86-е, "рондо", "звездочка" и др.

Известны коллекционеры перьев. К примеру, житель Цюриха С. Вердер с 1978 года собирает перья. В его коллекции насчитывается 5200 перьев различных марок, разного вида и устройства, 1500 коробочек для перьев, а также 200 чернильниц.

... из истории пишущей ручки

Исторически первой пишущей ручкой, вероятно, следует считать острую палочку, с помощью которой писали глиняные книги. Во времена восковых книг для письма служила металлическая палочка- стиль, с одного конца острая, а с другого закругленная. Этим концом стирали и подправляли написанное. Тот, кто писал не аккуратно, имел плохой стиль.

Известно, что незадолго до появления стальных перьев были выпущены в продажу маленькие перышки, сделанные из гусиного пера, но вставлявшиеся в ручку. Следовательно, ручка в традиционном понимании появилась раньше стального пера, а не одновременно с ним, как можно было бы предположить.

А это  устройство из двух ручек и двух чернильниц придумано задолго до появления копировальной бумаги с целью дублирования рукописей. 



... из истории письменного прибора

Еще сравнительно недавно на столах больших начальников можно было увидеть письменные приборы. Подражая им, О. Бендер, для  придания респектабельного вида Черноморскому отделению Арбатовской конторы по заготовке рогов и копыт, приобрел дорогую бронзовую чернильницу в виде нескольких избушек для разного цвета чернил. Называлось это произведение "Лицом к деревне" и стоило полтораста рублей.

Во времена, когда писали гусиным пером, письменный прибор состоял чернильницы и из песочницы с воткнутым в него гусиным пером.

... из истории карандаша

Карандаш старше стального пера. В старину писали свинцовыми карандашами. До сих пор в немецком языке карандаш "bleifstift", что буквально означает - палочка из свинца.

 Француз Жак Конте первый приготовил карандаш из смеси графитового порошка и глины. Глину примешивают для того, чтобы сделать карандаш менее ломким.

Казалось бы, что можно усовершенствовать в конструкции  карандаша? Но и это устройство волновало фантазию изобретателей. Во некоторые усовершенствования.

До сих пор производят двухцветные красно-синие карандаши. Но существует патент на сдвоенный карандаш с соостным расположением двух стержней.

Или еще одно изобретение - держатель для карандаша с встроенной лентой для записей. Суть его в том, в стержне пишущего устройства имеется полость, в которой помещается  накрученная лента бумаги...И наконец, предприимчивые американцы в карандаш, совмещенный с ластиком, вместо ластика встроили  "долгоиграющую" жевательную резинку. 

       Открытие... ластика

Известно много попыток оправдать пословицу "что написано пером, не вырубить топором". "Вырубали", а точнее, сводили, выводили, соскребали и стирали, в том числе с помощью всем известно ластика. 
Англичанин Д. Пристли известен как первооткрыватель аммиака, хлористого водорода, кислорода и других газов. Однако у этого ученого есть и другие открытия, а точнее - изобретения, которыми люди  пользуется до сих пор. В 1770 году Пристли предложил своим коллегам использовать кусочки натурального каучука, чтобы стирать с бумаги карандашные и чернильные записи. К великому удивлению ученого, этот способ сразу же получил широкое распространение.

Изобретение... копировальной бумаги

Бюрократия порождает множество лишних бумаг, большинство из которых изготавливается даже не в одном экземпляре. Во время археологических раскопок были найдены глиняные таблички, которые содержали один и тот же текст в нескольких экземплярах. Копировали египетские и римские рабы-писари. В средние века тысячи монахов "денно и ночно" просиживали за переписыванием кодексов. Один человек за один раз мог изготовить только  одну копию. И, наконец, в 1810 году в Париже состоядось  изобретение, которое назвали копировальной бумагой.

 ... из истории пишущей машинки


 Имя  автора  самой первой пишущей машинки неизвестно. Однако известно, что еще в 1714 году в Англии вышло королевское распоряжение, предписывающее одному из механиков лондонской водопроводной станции создать приспособление для печатания различных текстов. К сожалению, хроника умалчивает было ли выполнено это предписание.  Потребовалось еще полтора столетия для того, чтобы пишущие машинки стали серийно выпускаться промышленность.

Пишущая машинка широко использовалась литераторами. Кабинет Л.Н. Толстого, например, знакомые великого писателя не могли представить себе без старого "Ремингтона" , так же как кабинет В.В Маяковского невозможно представить без его любимого "Ундервуда". Пионерами в применении пишущей машинки были Марк Твен и Джек Лондон.

Не отставал от технического прогресса известный  предприниматель и сын турецкоподданого Остап Бендер."На базаре была куплена старая пишущая машинка "Адлер", в которой не хватало буквы "е", и ее пришлось заменить буквой "э". Поэтому первое же отношение, отправленное Остапом, в магазин канцелярских принадлежностей, звучало так:

Отпуститэ податэлю сэго курьеру т. Паниковскому для Чэрноморского отдэлэния на 150 (сто пятьдэсят) канцпринадлэжностей в крэдит на счэт Правлэния в городе Арбатове.

ПРИЛОЖЭНИЭ. Беэ приложэний."

Пишущая машинка с турецким акцентом марки "Адлер".... А почему не "Ремингтон" или "Ундервуд" ? Эти модели имели более широкое распространение и ,следовательно, шансы покупки Балагановым машинки "Ремингтон" или "Ундервуд" были выше. Но нужно иметь ввиду, что к началу ХХ века в разных странах было создано более 300 (!) моделей пишущих машинок и "Адлер" - одна из них.

 Вот некоторое технические особенности популярных в то время моделей.

У "Смитс-премьера" выпуска 1908 года в отличие от современных машинок было восемь рядов клавиш: четыре - для заглавных букв  и четыре -для строчных.

Портативная "Бамбина" напоминало скорее остов телефонного аппарата, к которому забыли приделать номеронаборный диск и телефонную трубку. На панели машинки была нанесена шкала с буквами и знаками препинания, вдоль которой перемещался рычажок, а сбоку имелись три клавиши. Чтобы напечатать ту или иную букву, нужно было установить рычажок против соответствующего деления шкалы, а затем ударить по одной из клавиш. Не менее оригинально была устроена еще одна портативная  машинка "Миньон", выпущенная в Риге в 1904 году. У нее знаки алфавита были заключены в расчерченную на панели сетку, над которой перемещался  стержень с острой иглой. Стержень устанавливался над нужной клеткой, нажималась клавиша, опускалась игла - и буква отпечатывалась на бумаге.

Ленту в "Иосте" выпуска 1887 года заменяла пропитанная чернилами подушечка, в которую обмакивались литеры. Соприкосновение литеры с бумагой происходило, когда лист проходил под валиком, и печатающий не сразу мог прочитать напечанную строку. А машинистки, которые в начале ХХ века работали на "Ремингтоне -3М", вообще не видели, что они печатают,- у этой машинки была закрытая каретка. "Ремингтон" отличался еще и тем, что у него была деревянная клавиатура.

Модель машинки "Додхерти" использовалась в аптеках. У нее было два шрифта - русский и латинский. Отпечатанные рецепты автоматически выбрасывались в специальную корзину.

У портативного "Банкенсдерфера-5М" было всего три ряда клавиш и перемещающаяся вдоль вала  печатающая шайба с нанесенными на нее литерами. Позже эта идея была использована в пишущих машинках с шаровидной головкой.

 

Еще в 1889 году "Смитс и братья" выпускали почти бесшумную и очень быструю машинку, в которой литерные рычаги были закреплены на ширикоподшипниках.

Оригинальная пишущая машина была изобретена в 1870 нашим соотечественником Алисовым и по внешнему виду напоминала... шарманку. После того как первая партия этих машин была изготовлена, правительство потребовало обязательного утверждения цензурой печатаемых на них материалов. В результате машина Алисова практического применения не нашла.

Из этих разработок к середине столетия сохранили свое значение около двадцати. Наиболее удачной оказалась разработка американца Шолеса. Его "Ремингтон" и стал прототипом современной пишущей машинки. Интересна история изобретения этой модели.
Шолес проживал в американском городе Милуоки  и по профессии был полиграфистом , но в то время работал  сборщиком податей. Шолес изобрел устройство для нумерования страниц в книгах и трудился в свободное время над его изготовлением в механической мастерской. В той же мастерской конструировал оригинальный плуг фермер-изобретатель Глидден. Однажды Глидден принес журнал с описанием пишущей машинкой Пратта и предложил сделать анолгичную на основе
принципа , заложенного в нумеровальной машине Шолеса. К работе привлекли друга Шолеса Суле , полиграфиста по профессии, и в том же 1867 году работа была завершена.
Довольные изобретатели разослали своим знакомым отпечатанные на машине письма. Среди адресатов оказался Глидден, пришедший в восторг от изобретения. Он предложил авторам финансовую поддержку в счет части будущих прибылей, но просил усовершенстововать конструкцию. Вскоре Суле и Глидден из предприятия вышли и доработку проводил оставшийся
в одиночестве Шолес. Им был изготовлено около тридцати пробных машин, и наконец в 1873 году к серийному выпуску приступил завод Ремингтона. Выпуск пишущих машин нарастал лавинообразно. Только “Ремингтонов” за первые десять лет изготовили свыше ста тысяч. Появились десятки и сотни новых моделей. В начале прошлого века в среднем ежедневно выдавалось три патента на различные усовершенствования машин.

В 1911 году в России провели сравнительный анализ энергозатрат при письме различных моделях пишущих машин. Оказалось, что написать 8000 знаков эквивалентно перемещению пальцами на "Ремингтон № 9" 85 пудов,  на "Смитс-Премьер" - 100 пудов, на "Посталь" -188 пудов !

А эта пишущая машинка марки "Мercedes" сохранилась в "недрах" библиотеки со времен Московского торфяного института.

Первые  машинки известной марки "Башкирия"  собирались в ручную в 20-е годы в Уфе бывшие беспризорники, объединенные в трудовые коммуны. Серийный выпуск советских машинок начался в 40-х годах с модели "Ленинград". Первой электрической машинкой был американский "Электроматик" выпуска 1935 г. Затем последовали "Эрики", "Оптимы", "Ятрани", которые практически повсеместно вытеснены персональными компьютерами.

В начале всеобщей компьютеризации...

Пионером применения вычислительных машин в литературном труде стал знаменитый писатель- фантаст Артур Кларк. В начале 60-х годов  компанией  IBM писателю была подарена ЭВМ. Речь, конечно, не идет о персональном компьютере. Машина занимала целую комнату и стоила больших денег. По словам писателя работа за терминалом в первое время  не способствовала  полету  фантазии автора.