Владимир Георгиевич
Васильев

Доцент кафедры Автоматизации технологических процессов. По совместительству работает в отделе автоматизации информационного обслуживания читателей библиотеки ТГТУ.

Откуда берут начало слова: ректор, декан, студент 
и многие другие университетские термины


Университет (лат.universitas) –слово, означающее союз, объединение. Первые университеты возникли в средневековых городах Западной Европы, где были школы, известные своими учителями. Учащиеся в таких школах представляли собой нечто вроде союза под названием universitas magisrorum et sckolarium – объединение учителей и школяров. Такая группа была объединена общей целью - учиться. И постепенно это название “университас” перешло с группы студентов на сами школы, которые к началу 13 века стали известны как университеты.

Университеты объединяли тех, кто учился, и тех кто учил. Членами университета считались все, кто обслуживал его нужды: наставники, прислуга магистров и студентов, книгопродавцы, аптекари, содержатели бань, ростовщики, даже посыльные и трактирщики.

Каждый университет имел большие права, являлся самостоятельным, независимым от городской власти объединением, существовавшим от доходов с церковных приходов, которые были к нему приписаны императором или самим Римским Папою, или тем и другим вместе. Университеты имели свои суды, льготы при найме помещений, освобождение преподавателей и учащихся от воинской повинности, от обязанности нести по ночам сторожевую службу в городе, от дорожных пошлин, очень многочисленных в то время, и т. д. Быть членом университета было не только почетно, но и выгодно.

В самом университете преподаватели имели отдельные организации, получившие название факультеты. Факультет (лат.fakultus) –тоже латинское слово, означающее “способность”. Для преподавателей оно означало способность преподавать науку, а для студентов - занятия по склонности. Отсюда понятно, что означают “факультативные занятия”, или просто “факультатив”. Потом это слово стало обозначать отдельные отрасли знания.

Членами факультетов считались только преподаватели, которые имели ученые степени и назывались они докторами (лат.doctor - учитель, наставник) или магистрами (лат.magister - начальник, наставник). Магистры выбирали себе главу – декана (лат.decanus - десятник ).

Учащиеся университета - студенты (лат.studens - занимающийся) также имели свои организации – землячества. Землячества объединялись в нации. Каждая нация объединяла студентов разных национальностей. К примеру, к галльской “нации” кроме французов, принадлежали испанцы, итальянцы и даже выходцы с Востока. Коллектив университета был, таким образом, интернациональным образованием.

Нации выбирали главу университета –ректора (лат.rector – управитель). Ректор был чаще всего лицо духовным, во всяком случае неженатым, так как в средние века брак считался несовместимым с занятием наукой. Это требование предъявлялось и к профессорам (лат.professor - наставник), и даже к студентам.

От наций выбирались прокураторы (лат.curo - забочусь), которые подчинялись ректору. В их задачу входило следить за соблюдения студентами порядка и учебной дисциплины. Аналогичную функцию в наше время выполняют кураторы учебных групп. Все студенты должны были быть внесены в списки (матрикулы), посещать занятия, платить за обучение лекторам гонорары (лат.honorarius munus –почетный дар).

Чтобы жизнь студентов была более организована, при университетах создавались коллегии ( от лат. слова “ligare” связывать и приставки “co” – вместе). Коллегиями назывались общежития, где студенты получали постель и питание, а бедные студенты помимо крова и ночлега ежемесячное денежное пособие, называемое стипендией (лат.stipendium – плата). Студенты, проживавшие вместе, называли себя коллегами.

Первой ученой степенью было звание баккалавра. Эту степень считали преддверием для достижения высших ученых степеней. Для ее получения студентам требовалось не только успешно сдать экзамены (лат.exsamen - испытание), но и выступить на диспуте и дать клятву университету в верности. Только после этого бакалавры становились преподавателями университета и могли продолжать учиться дальше.

Курс обучения – например, на богословском факультете – длился в общей сложности десять лет. По окончании присуждалась ученая степень доктора или магистра. Выдержать экзамен на звание магистра наук было нелегким делом. На последнем экзамене выпускник, по утверждению академика Е. Тарле, от шести часов утра до шести часов вечера выдерживал “натиск“ двадцати диспутантов, которые сменялись каждые полчаса, он же был лишен отдыха и не имел права за все двенадцать часов экзамена ни пить, ни есть.

Получение звания магистра и вступление в это звание было торжественным актом, требующим значительных денежных средств. По обычаю требовалось, чтобы за две недели до экзамена будущий магистр обошел всех магистров, педелей, баккалавров и каждому лично вручил какой – либо ценный подарок. На выдержавших экзамен в торжественной обстановке возлагали ректорскую шляпу (берет) как знак свободы и достоинства, надевали перстень на палец как знак обручения с наукой, на плечи надевали особую мантию. Торжественная часть заканчивалась общей пирушкой на средства новоиспеченных ученых с участием всех магистров университета. Такие расходы были не каждому по карману, и в университете преподавали лицентиаты (от латинского – отпущенный, выпущенный) , сдавшие экзамены, но из-за недостатка средств так и не получившие звания магистра. Ученая степень лицентиата занимала, таким образом, как бы промежуточное положение между степенью баккалавра и магистра.

Занятия в университете начинались с 19 – 20 октября и продолжались до 7 сентября. Вероятно, это не просто совпадение, а дань традиции: лицей, в котором учился А.С. Пушкин тоже был открыт 19 октября. Учение прерывалось на две недели в пасхальные праздники и летом, в самое жаркое время. Оно совпадало с появлением на небе созвездия “Млечного Пса”, отчего эти вакации (лат.vacaus - освобождение ) и получили название “каникул” (от лат. canicula –собачка, щенок).

Занятия проводились в аудиториях (лат. auditorium – место для слушания), рассчитанных на 7 – 12 студентов. Место на кафедре ( греч. кathedra – стул, кресло), установленной перед слушателями, занимал преподаватель. За пропуски или опоздание брался штраф как со студентов, так и с преподавателей.

Постижение основ науки означало в то время изучение определенных книг, а современные практические занятия и лабораторные работы (лат. laborate –работать) отчасти заменяли диспуты ( лат. disputare - рассуждать, разбирать, спорить).

Первым и самым главным видом учебных занятий считались лекции (лат.lectio – чтение). Лекции были ординарные (обязательные для посещения) и экстраординарные (не обязательные). Чтение ординарных лекций поручалось только магистрам и проводились они в утренние часы. Экстраординарные лекции читали бакалавры во внеучебные часы, после обеда (вероятно, принималось во внимание, что satur (plenus) venter non studet libenter - сытое брюхо к учению глухо. На лекциях преподаватель читал книгу, а студенты записывали его объяснения. Поскольку книг было мало и книги были рукописными, использовались конспекты (лат.conspectus – обзор ) лекций, подготовленные магистрами, которые назывались еще по-другому “суммы”.

Второй, необходимой частью обучения, дополняющей лекции, были диспуты. Основной темой диспутов были “туманные” места из священного писания. Диспуты происходили часто, собирали сотни слушателей и иногда заканчивались потасовками. Для того чтобы во время дискуссии (лат.discussio – исследование, разбор) дело не доходило до рукопашных схваток, между спорщиками ставили барьеры. В дискуссиях студенты совершенствовали логику, т. е. умение мыслить, развивали в себе способность доказывать то или иное положение, систематизировать знания по определенному вопросу.

Не чаще одного раза в несколько лет и как особое торжество, университет устраивал диспут “о чем угодно”. Такой диспут продолжался долго, до двух недель и это был сложный турнир, в котором диспутант брался опровергнуть любой тезис. Сохранились свидетельства о выдающемся ученом своего времени, англичанине Дунсе Скотте, который в 14 веке специально посетил Париж, чтобы принять участие в таком диспуте. Все парижские магистры тщательно готовились к нему. В ответ на тезис, выдвинутый Скоттом, последовало более 200 возражений. Каково же было удивление всех, когда Дунс Скотт, внимально и спокойно выслушав все возражения, без запинки повторил их все на память попорядку, разрешая при этом все трудные вопросы, распутывая самые сложные положения! Восхищенный Парижский университет присвоил ему звание “тончайшего доктора”. Современный эквивалент – почетный профессор университета.

Приведем еще несколько слов из университетского лексикона и их современное толкование из словаря иностранных слов.
Абитуриент  (лат. abiturientis- собирающийся уходить) –оканчивающий среднюю школу и поступающий в высшую школу.

Аспирант  (лат.aspirantis – домогающийся чего-нибудь) - лицо, подготавливающееся к научной деятельности в ВУЗе или научно- исследовательскои институте.

Ассистент  (лат.assistentis – присутствующий, помогающий) – лицо, помогающее профессору при выполнении каких-либо научных работ, при практических занятиях со студентами; первое младшее научное звание.

Аттестация  (лат. attestatio – cвидетельство) – определение деловой квалификации работника, отзыв о способностях. В высших учебных заведениях аттестат доцента, к примеру, является обязательным условием для получения 40% надбавки к окладу.

Диплом  (греч. diploma - буквально лист, сложенный вдвое ) - официальное свидетельство об окончании учебного заведения или ученой степени (к примеру, диплом доктора наук).

Диссертация  (лат.dissertatio- рассуждение, исследование) – научное сочинение, исследование, публично защищаемое, написавшим его диссертантом для получения ученой степени.

Дисциплина  (лат. diczipliya- отдельная отрасль научного знания).

Доцент  (лат.docens – учащий) - штатный преподаватель высших учебных заведений, читающий самостоятельный курс.

Инженер  (лат.ingenios – даровитый, талантливый). В то время, когда в обиход было введено это слово, оно относилось к человеку, который постоянно что-то придумывал, изобретал.

Кандидат  (от лат. candidatus- одетый в белое, в древнем Риме соискатель государственной должности, в знак этого надевавший на себя белую тогу). Кандидат наук ( буквально – кандитат в доктора наук) – первое ученое звание, присуждаемое лицу, защитившему кандидатскую диссертацию.

Коллоквиум  (лат. colloquium – собеседование) – беседа преподавателя с учащимися с целью выяснить их знания; род экзамена.

Семестр  (лат. semestris – полугодие ) – половина учебного года.

Семинар  ( лат. семинариум - рассадник) - слушание и обсуждение студенческих и аспирантских докладов или небольших самостоятельных исследований.

Сессия ( лат. sessio - сидение) - имеется ввиду сидение за книгой..

Состав слушателей университета не был постоянен. Переход студентов из одного университета в другой для продолжения образования и усовершенствования в науках не представлял трудностей, так как единственным и универсальным языком науки того времени была латынь. Все занятия велись по-латыни: по-латыни учили преподаватели, по-латыни были написаны книги, только по-латыни разрешалось разговаривать студентам в стенах университета и коллегиях. Латинский язык сыграл огромную роль как для облегчения общения ученых разных стран между собой, так и для создания языка науки, которым мы пользуемся до сих пор. Перефразируя известное выражение, относящееся к медицине, можно сказать: Invia est scientia via sine lingua Latina – “нет пути в науке без латинского языка”. Любопытно, что крупнейший в мире “Окфордский словарь английского языка” наполовину (!) состоит из слов латинского и греческого происхождения, имеющих отношение к науке.

Со временем сложился даже особый тип странствующего студента – ваганта, для которого на переднем плане были не занятия наукой, а путешествия, пирушки, красотки и стихи. Приведем два образца творчества, как мы сейчас бы сказали, “вольных студентов” того времени:

 

Раздор между чтением книг и любовью

Преуспев в учении,
Я, посредством книг
В беспрестанном чтении
Мудрости достиг.
Но, сие учение
В муках одолев,
Я познал влечение
К ласкам жарких дев.
И, забросив чтение,
Тешу плоть свою:
Ныне предпочтение
Девам отдаю.
Да… И тем не менее
(хоть в любви везет)
Тайный червь сомнения
Сердце мне грызет.
Что мне - по течению
Безрассудно плыть
Иль, вернувшись к чтению,
Гением прослыть?
Ну а развлечения
Бросив целиком,
Можно стать из гения
Круглым дураком!
“Только через чтение
К счастью путь лежит!”-
В крайнем огорчении
Разум мой брюзжит.
“Быть рабом учения
Глупо чересчур”,-
Не без огорчения
Шепчет мне Амур.
“Слышишь! Прочь смущение!
Розы жизни рви!
Радость ощущения-
В воле и лювви..”
В дивном озарении
Начертал господь,
Чтоб сошлись в борении
Разум, дух и плоть
.

Рождественская песня
школяров своему учителю

Муж, в науках преуспевший,
Безраздельно одолевший
Высшей мудростью веков,
Силой знания волшебной,-
Восприми сей гимн хвалебный
От своих учеников!

Средь жрецов науки славных
Нет тебе на свете равных,
Наш возлюбленный декан!
Ты могуч и благороден,
Сердцем чист, душой свободен,
Гордой мыслью –великан!

Всех искусней в красноречье,
Обрати свою к нам речь и
Наш рассудок просвети!
Помоги благим советом
Цели нам достичь на этом
Нами избранном пути.

Снова близится полночный
Час, как девой непорочной
Был господень сын рожден,
Смерть и муку победивший,
В злобном мире утвердивший
Милосердия закон.

Так пускай горит над всеми
Свет, зажженый в Вифлееме,
Под один скликая кров
Из мирского океана
Многомудрого декана
И беспутных школяров!

 

P.S. Из латинских застольных песен вагантов впоследствии сложились многочисленные студенческие песни, одна из которых, положенная на музыку фламандца Иоганна Окенгейма (XV в.), стала студенческим гимном на все времена.

Gaudemaus igitur juvenes dum sumus

Gaudemaus igitur juvenes dum sumus;
Post jucundam juventutem,
Post molestam senectutem,
Nos habebit humus.

Будем веселы пока мы молоды;
После радостной юности,
После тягостной старости
Нас поглотит земля.