Тверской государственный технический университет

 

УТВЕРЖДАЮ

Первый проректор ТГТУ

                                          Клюшин Ю.Ф.

"__"               2004 г.

 

 

 

 

ПРОГРАММА

 спецкурса внутривузовского повышения квалификации "Дистанционные образовательные технологии и электронные библиотеки"

 

 

Факультет - Гуманитарный

Кафедра разработчик - "Информационные системы"

Лекции - 18 час.

Практические знанятия - 18 час.

Самостоятельная работа - 36 час.

Всего - 72 час.

 

 

 

 

 

 

Тверь 2004


Программа дисциплины составлена в соответствии с распоряжением первого проректора ТГТУ № 55-п от 02.11.2004 г.

 

Разработчик программы: к.т.н., доцент                                                         В.К. Иванов

 

 

Программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры "Информационные системы"  "__"________2004г. (протокол №___.).

Заведующий кафедрой: ,                                                       Б.В. Палюх

 


 

1. Введение

Цель спецкурса – дать преподавателям и сотрудникам университета необходимый минимум знаний по основным принципам организации и функционирования системы открытого образования, применению дистанционных образовательных технологий в учебном процессе, организации современных информационных систем накопления и использования электронных образовательных ресурсов – электронных библиотек, а также сформировать практические навыки проектирования и создания электронных изданий и документов.

Знания и умения, полученные при изучении материалов спецкурса, могут быть использованы в учебном процессе при подготовке учебных материалов и проведении занятий по различным дисциплинам с использованием дистанционных технологий.

 

2. Перечень разделов, виды занятий и бюджет времени на освоение разделов


п/п

Наименование раздела

Бюджет времени, час

ЛК

ПЗ (С)

ЛР

СРС

РГР (К), КР, КП

ТСР

1

Принципы организации и функционирования системы открытого образования

1

1

 

 

2

2

Дистанционные образовательные технологии: применение, виды, перспективы

1

0

 

 

4

3

Формы сетевого обучения

1

0

 

 

4

4

Информационно-образовательная среда открытого образования

1

1

 

 

1

5

Технологии создания электронных обучающих средств

2

4

 

 

6

6

Разработка учебно-методических материалов для информационно-образовательной среды открытого образования

2

4

 

 

4

7

Организация учебных занятий в информационно-образовательной среде открытого образования

2

1

 

 

4

8

Организация учебного процесса в виртуальном представительстве ТГТУ

1

2

 

 

2

9

Правила работы тьютора и слушателя в виртуальном представительстве ТГТУ

1

1

 

 

2

10

Мировой рынок электронных информационных ресурсов

1

0

 

 

0

11

Электронные библиотеки – составная часть образовательных ресурсов Вуза

1

0

 

 

0

12

Технологии поиска информации в электронных библиотеках и базах данных

1

2

 

 

3

13

Электронные документы и издания

1

0

 

 

1

14

Положение о формировании фонда электронной библиотеки ТГТУ

2

2

 

 

3

 

Всего:

18

18

 

 

36

Примечание: ЛК – лекции, ПЗ (С) – практические занятия (семинары); ЛР – лабораторный практикум; РГР – расчетно-графические работы, КР – курсовые работы; КП – курсовые проекты; ТСР – текущая самостоятельная работа; СРС – самостоятельная работа студента; К – контрольная работа для заочной формы обучения.

 

3. Содержание разделов спецкурса

Введение.

Предмет и задачи курса.

Раздел 1. Принципы организации и функционирования системы открытого образования

Основные особенности открытого образования. Дистанционные образовательные технологии: кейс-технология, Интернет-технология, телевизионная технология. Опыт ведущих образовательных учреждений по организации открытого образования. Состояние и перспективы развития Интернет-обучения.

Раздел 2. Дистанционные образовательные технологии: применение, виды, перспективы

Дистанционные образовательные технологии: кейс-технология, Интернет-технология, телевизионная технология.

Раздел 3. Формы сетевого обучения

Электронная лекция. Видеолекция. Виртуальные семинары и консультации. Виртуальный лабораторный практикум. Электронное тестирование. Особенности контроля знаний в сетевом обучении.

Раздел 4. Информационно-образовательная среда открытого образования

Информационно-образовательная среда (ИОС), средства информатизации и телекоммуникации в открытом образовании. Создание и развитие ИОС открытого образования в России. Российский портал открытого образования. Виртуальное представительство учебного заведения в ИОС открытого образования, его функции, основные подсистемы, пользователи.

Раздел 5. Технологии создания электронных обучающих средств

Средства обучения в информационно-образовательной среде, их дидактические характеристики (возможности). Электронные издания. Этапы разработки сетевого курса. Программные средства учебного назначения. Дидактические аудио- и видео- учебные материалы. Классификации, требования и основные принципы оценки качества обучения в информационно-образовательной среде открытого образования.

Раздел 6. Разработка учебно-методических материалов для информационно-образовательной среды открытого образования

Подготовка учебного материала для электронных изданий, его структурирование, оформление, наглядность. Подготовка адаптивных учебных материалов в системе Guide Creator. Основные принципы доступа к учебным материалам в среде открытого образования.

Раздел 7. Организация учебных занятий в информационно-образовательной среде открытого образования

Организационные формы обучения, их содержание и специфика применения в информационно-образовательной среде открытого образования. Основные виды учебной деятельности в сетевом обучении. Электронное учебное занятие, его сущность, организация и педагогический сценарий проведения. График прохождения сетевого учебного курса. Технологические карты проведения электронных занятий. Основные формы контроля знаний и специфика применения в информационно-образовательной среде открытого образования. Тестирование в системе контроля знаний. Этапы разработки тестовых заданий.

Раздел 8. Организация учебного процесса в виртуальном представительстве ТГТУ

Виртуальное представительство (ВП) ТГТУ. Учебно-методическое и информационное обеспечения ВП. Фонд электронной библиотеки ВП. Тестовое обеспечение учебного курса. Сценарии тестирования. Подготовка к учебному процессу в ВП учебного заведения. Проведение учебного процесса в ВП учебного заведения. Проведение семинаров и консультаций в форме форума или ЧАТ. Промежуточный и итоговый контроль знаний в ВП учебного заведения.

Раздел 9. Правила работы тьютора и слушателя в виртуальном представительстве ТГТУ

Общая информация о пользователе категории "Тьютор", алгоритм и интерфейс работы тьютора. Общая информация о пользователе категории «Слушатель», алгоритм и интерфейс работы слушателя. Правила взаимодействия тьютора и слушателя в среде виртуального представительства.

Раздел 10. Мировой рынок электронных информационных ресурсов.

Основные понятия и определения, связанные с информационными ресурсами. Документы. Информационные продукты, ресурсы и услуги. Классификация мировых информационных ресурсов. Государственные (национальные) информационные ресурсы. Информационные ресурсы предприятий. Персональные информационные ресурсы.

Раздел 11. Электронные библиотеки – составная часть образовательных ресурсов ВУЗа

Автоматизированная информационная библиотечная система ВУЗа (АИБС), состав, структура, текущее состояние. Электронная библиотека, как часть АИБС. Назначение, основные функции и компоненты электронной библиотеки. Сбор информации для базы данных электронных документов. Хранение электронных документов. Доступ к электронным документам. Авторизация доступа. Правовые проблемы использования электронных копий изданий. Электронный каталог. Служба электронной доставки документов.

Раздел 12. Электронные документы и издания

Основные термины и определения, относящиеся к электронным документам и изданиям. Классификация электронных изданий. Составные элементы электронных изданий. Форматы электронных изданий.

Раздел 13. Технологии поиска информации в электронных библиотеках и базах данных.

Введение            в проблематику поиска информации. Основные принципы построения информационно-поисковых систем. Представление информации. Индексирование документов. Индексирование документов в Интернет. Хранение индексированных документов. Модели поиска информации. Булева модель поиска. Векторная модель поиска. Классификация документов. Понятие классификации. Основные свойства классификации и формирование рубрик. Современные информационно-поисковые системы. Словарные, классификационные и метапоисковые информационно-поисковые системы.  Информационно-поисковые системы Internet.

Раздел 14. Положение о формировании фонда электронной библиотеки ТГТУ

Назначение, задачи, информационные ресурсы и организационная основа Электронной библиотеки ТГТУ.  Источники комплектования фонда Электронной библиотеки. Порядок предоставления электронных документов и изданий, включая правила заполнения регистрационных документов. Общие требования к подготовке электронных документов и изданий, порядок их оформления. Основные правила размещения электронных документов и изданий и способы доступа пользователей к ним.

 

4. Перечень тем практических занятий (семинаров)

№ разд.

Темы практических занятий (семинаров)

Бюджет времени, час

Ауд. работа

Сам. работа

1

Принципы использования Интернет в учебном процессе

1

1

2

Российский портал открытого образования

1

1

3

Разработка учебно-методических материалов для информационно-образовательной среды открытого образования

3

2

4

Организация учебных занятий в информационно-образовательной среде открытого образования

2

2

5

Организация учебного процесса в виртуальном представительстве ТГТУ

1

2

6

Правила работы тьютора и слушателя в виртуальном представительстве ТГТУ

2

2

7

Web-cсайт ЗНБ ТГТУ. Работа с электронным каталогом ТГТУ

2

2

8

Web-cсайт ЗНБ ТГТУ. Работа с системой электронной доставки документов

1

0

9

Работа с электронными каталогами и электронными библиотеками в Интернет

1

2

10

Основы разработки HTML-страниц. Разработка сетевых электронных документов

4

4

 

Всего:

18

18

 

5. Примерная тематика контрольных работ и требования к их выполнению и представлению

Темы контрольных работ формулируются по шаблону "Организация учебного процесса в виртуальном представительстве ТГТУ по дисциплине …".

Выполнение контрольной работы осуществляется в рамках практических занятий и самостоятельной работы.

Контрольная работа представляется в виде электронного сетевого курса по выбранной дисциплине и его текстового описания следующего содержания:

1. Краткая характеристика дисциплины, обоснование использования ВП ТГТУ для учебного процесса по дисциплине.

2. Основные принципы и особенности разработки учебных материалов по дисциплине, оценка показателей качества разработанных учебных материалов.

3. График проведения в ВП ТГТУ учебного процесса по дисциплине (сетевой курс).

4. Сценарий(и) виртуального семинара по тематике курса, обоснование использования форума или чата как средства коммуникаций.

5. Сценарий(и) тестирования для контроля знаний, обоснование использования форм вопросов и организационно-временных характеристик.

6. Оценка качества разработанного сетевого курса по дисциплине в ВП ТГТУ.

7. Методические указания для студентов (слушателей) по дисциплине в рамках разработанного сетевого курса в среде ВП ТГТУ.

 

6. Перечень тем для самостоятельной работы

1.      Основные сервисы Интернет и их характеристики.

2.      Настройка Web-браузера для работы в сети Интернет.

3.      Настройка почтового клиента для работы с электронной почтой.

4.      Электронные библиотеки и каталоги.

5.      Поисковые машины и сервера. Поисковые системы.

6.      Поиск информации в базах данных и каталогах Интернет.

7.      Поиск информации в электронных библиотеках Интернет.

8.      Основные принципы разработки информационных Web-ресурсов.

9.      Основы HTML.

10.  Способы подачи информации (дизайн web-ресурсов).

11.  Структура и функции информационного рынка.

 

 

6. Источники учебной информации

Основная учебно-методическая литература (рекомендуемая):

 

1.      Основы открытого образования / Под ред. В.И. Солдаткина. Российский государственный институт открытого образования. Т.1.  – М.: НИИЦ РАО, 2002. – 676 с.

2.      Основы открытого образования / Под ред. В.И. Солдаткина. Российский государственный институт открытого образования. Т.2.  – М.: НИИЦ РАО, 2002. – 680 с.

3.      Преподавание в сети Интернет: Учеб. пособие / Под ред. В.И. Солдаткина. – М.: Высшая школа, 2003. – 49,52 п.л.

4.      Российский портал открытого образования: обучение, опыт, организация. Настольная книга / Под ред. В.И. Солдаткин. – М.: МГИУ, 2003. – 508 с.

5.      Быстро и легко осваиваем работу в сети Интернет: Практ.пособие / Под ред.Резникова Ф.А. - М.: Лучшие книги, 2000. - 349с.

6.      Вуль В.А. Электронные издания. – СПб.: БХВ-Петербург, 2003. – 560 с.: ил.

7.      Интернет-ресурсы и услуги для библиотек. Часть 2: Учебно-справочное пособие. Вып. 7. / Под ред. Л. А. Казаченковой . - М.: Либерия, 2002.

8.      Краснова Г.А., Соловов А.В., Беляев М.И. Технология создания электронных обучающих средств. – М.: МГИУ, 2002. – 304 с.

9.      Солтон Дж. Динамические библиотечно-информационные системы. М.: Мир, 1979. 560 с.

10.  Учебная практика для студентов специальностей "Прикладная информатика (в экономике)", "Информационные системы и технологии", "Антикризисное управление". Методические указания. Часть 2. - Тверь: ТГТУ, 2003. - 32 с.

11.  Хоббс Л. Домашние странички INTERNET: Пер.с англ. / Л. Хоббс. - Ростов н/Д: Феникс, 1998. - 149с.

12.  Хорошилов А., Селетков С. Мировые информационные ресурсы: Учебное пособие - СПб.: Питер, 2004. - 176 с.

 

Дополнительная учебно-методическая литература:

 

1.      Аванесов В.С. Теоретические основы разработки заданий в тестовой форме: Учебное пособие. – М.: МГТА, 1995.

2.      Андреев А.А. Педагогика высшей школы. Новый курс – М.: МЭСИ, 2002.

3.      Андреев А.А., Солдаткин В.И. Прикладная философия открытого образования: педагогический аспект. – М.: МГОПУ, 2002.

4.      Андреев А.А., Солдаткин В.И. Дидактическая система дистанционного обучения /Дистанционное образование в России: постановка проблемы и опыт организации. – М.: МГОПУ, 2001.

5.      Андреев В.И. Педагогика. – Казань: ЦИТ, 2000.

6.      Зайцева Ж.Н., Рубин Ю.Б., Солдаткин В.И., Титарев Л.Г., Тихомиров В.П., Хорошилов А.В., Ярных В.В. Открытое образование: предпосылки, проблемы и тенденции развития /Под общ. ред. В.П.Тихомирова. – М.: МЭСИ, 2000.

7.      Зайцева Ж.Н., Солдаткин В.И. Информатизация образования: состояние проблемы и перспективы. – М.: ИЦПКПС, 1998.

8.      Контроль и оценка качества дистанционного образования (www.informika.ru).

9.      Краснова Г.А., Беляев М.И., Соловов А.В. Технологии создания электронных обучающих средств. – М.: МГИУ, 2002.

10.  Лобачев С.Л., Поляков А.А. Универсальная инструментальная информационно-образовательная среда системы открытого образования Российской Федерации. – М.: ИЦПКПС, 2001.

11.  Лобачев С.Л., Солдаткин В.И. Дистанционные образовательные технологии: информационный аспект. – М.: МЭСИ, 1998.

12.  Лобачев С.Л., Солдаткин В.И. Российский портал открытого образования OPENET.RU: проблемы и перспективы. – М.: МГИУ, 2002.

13.  Открытое образование – стратегия XXI века для России /Под общей ред. В.М.Филиппова, В.П.Тихомирова. – М.: МЭСИ, 2000.

14.  Подласый И.П. Педагогика. – М.: Владос, 1999.

15.  Управление качеством образования /Под ред. М.М. Поташника. – М.: Педагогическое общество России, 2000.

16.  Управление современным образованием: социальные и экономические аспекты /Под ред. А.Н.Тихонова. – М.: Вита-пресс, 1998.

17.  Фокин Ю.Г. Преподавание и воспитание в высшей школе. – М.: Академия, 2001.

18.  Эксперимент в области дистанционного образования: результаты и перспективы / Под ред. В.Е.Бочкова. – М.: МГИУ, 2002.

19.  Вильям А. Дрейвс. Преподавание он-лайн. – М.: МАПДО, 2003.

20.  О создании системы дистанционного образования в Российской Федерации (Решение коллегии Министерства науки, высшей школы и технической политики Российской Федерации комитет по высшей школе  (от 9 июня 1993 года  № 9/1).

21.  Закон Российской Федерации об авторском праве и смежных правах (9 июля 1993 года № 5351-1).

22.  О состоянии и перспективах создания единой системы дистанционного образования в России (Постановление Государственного комитета Российской Федерации по высшему образованию (от 31 мая 1995 года   № 6).

23.  Закон Российской Федерации "Об образовании" (13 января 1996 г. № 12-ФЗ) О проведении эксперимента в области дистанционного образования (Приказ Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от 30 мая 1997 года  № 1050).

24.  Федеральная целевая программа "Развитие единой образовательной информационной среды (2001-2005 годы)" (Утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 28 августа 2001 года  № 630).

25.  Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года (Одобрена распоряжением Правительства  Российской Федерации от 29 декабря 2001 года № 1756).

26.  Об итогах эксперимента в области дистанционного обучения и перспективах развития дистанционных образовательных технологий (Решение коллегии Министерства образования Российской Федерации от 26 июня 2002 года № 16/1).

27.  Об утверждении Методики применения дистанционных образовательных технологий (дистанционного обучения) в образовательных учреждениях высшего, среднего и дополнительного профессионального образования Российской Федерации (Приказ Министерства образования Российской Федерации от 18 декабря 2002 № 4452).

28.  Об утверждении перечня документов, представляемых на лицензионную экспертизу образовательными учреждениями среднего, высшего, дополнительного профессионального образования и их филиалами, использующими дистанционные образовательные технологии для реализации образовательных программ частично или в полном объеме (Приказ Министерства образования Российской Федерации  от 26 августа 2003 № 3387).

29.  О расчете предельной численности контингента обучающихся с применением дистанционных образовательных технологий (Распоряжение Министерства образования Российской Федерации от 26 августа 2003 года № 985-24).

30.  Временные требования, предъявляемые к образовательным учреждениям среднего, высшего и дополнительного профессионального образования при проведении лицензионной экспертизы и проверки их готовности к реализации образовательных программ с использованием в полном объеме дистанционных образовательных технологий (Утверждены Заместителем Министра образования Российской Федерации А.В.Пыжиковым, 04.12.2003).

31.  Золотов С. Протоколы Internet / С. Золотов. - СПб.: BHV, 1998. - 300с.

32.  Полянский А. Хитрости, трюки и секреты создания web-страниц на базе языка гипертекстовых документов HTML 3.0-4.0   / А. Полянский. - М.: Познавательная книга плюс, 2000. - 240с.